Восемь ступеней

Аштанга Виньяса — это одна из современных систем йоги. «Ашта» значит восемь, «Анга» — часть, ступень, «Йога»- единение. Восемь ступеней единения, восемь ступеней йоги: Яма, Ньяма, Асана, Пранаяма, Пратъяхара, Дхарана, Дхьяна и Самадхи.

 

I. Яма – Этические нормы

 

1. Ахимса – Ненасилие

В буквально смысле ахимса значит не проявлять жестокость и не навредить (в любом ее проявлении) ни единому живому существу, в том числе и человеку. В йоге ахимса — это больше чем просто ненасилие. Это доброта, дружелюбность и вдумчивое рассмотрение других людей и вещей. Ахимса значит, то, что мы должны сохранить внимательное отношение и не навредить.

 

2. Сатъя – Правдивость

Сатъя значит «говорить правду». Мы должны думать, что и как мы говорим, и  как это может повлиять на других. Если из-за сказанной правды могут быть негативные последствия, то лучше не сказать ничего. Сатъя никогда не должна идти в разрез с ахимсой.

 

3. Брахмачарья- Контроль чувств и безбрачие

Брахмачарья имеет два основных значения. В широком смысле — это контроль чувств и индрий. В более узком смысле — это безбрачие или целомудрие. Как и всякая традиционная духовная практика пропагандирует воздержание от чувственных удовольствий. Одна из главных причин заключается в том, что практика высших ступеней Аштанга йоги – дхарана, дхьяна и самадхи требует огромного количества энергии, праны. Эта энергия формируется через йога практику: асана, пранаяма, джапа, но рассеивается во время чувственных удовольствий. Из всех чувственных наслаждений секс наиболее сильно истощает физическую и нервную системы. Большинство людей не любят слышать это, но каждый должен практиковать брахмачарью по мере своих возможностей. Чем больше человек удовлетворяет свои чувства, тем меньше у него энергии и тем сложнее ему медитировать.

 

4. Астея – Неворовство

Сатъя — это правдивость, но это гораздо больше, чем просто говорить правду. Действия должны соответствовать словам и мыслям. Бог и истинное «Я» человека едины и для того, чтобы слиться воедино с этим сознанием необходимо всегда жить правдиво.

 

5. Апаригхара — Нейтрализация желания заработать и сберечь богатство

Апаригхара значит брать только то, что необходимо и не пытаться вынести выгоду из ситуации. Мы должны брать только то, что мы заработали, если мы возьмем больше, значит, мы кого — то эксплуатируем.  Йог чувствует, что запасаясь богатством или вещами, демонстрирует отсутствие веры в Бога или в самого себя, в контексте обеспечения будущего. Еще одно значение апаригхара — не привязанность к материальным ценностям и понимание того, что непостоянство и изменения это единственные константы.

 

II. Ньяма (Самонаблюдение)

 

Ньяма значит «правило» или «закон». Это законы, которых необходимо придерживаться при самонаблюдении.  Как и яма ньяма не просто упражнения или действия, которые можно легко изучить. Они представляют, что-то гораздо большее, чем просто отношение. Если сравнивать яма и ньяма, то ньяма это нечто более сокровенное и личное.

 

1. Сауса- Чистота

Первая ньяма —  это сауса, что означает чистоту и опрятность. Сауса имеет как внутренний, так и внешний аспект. Внешний аспект довольно прост, он означает, что нужно держать тело в чистоте. Внутренняя сауса несколько сложнее, она сводится к здоровому свободно функционирующему организму, а также к ясности ума. Практика асан и пранаямы  являются основными инструментами для достижения внутренней чистоты. Асана приводит в тонус все тело и очищает его от токсинов, в то время как пранаяма очищает легкие и нервы и обогащает кровь кислородом. Но еще боле важным, чем физическое очищение является очищение разума от таких мешающих эмоций как ненависть, страсть, злоба, похоть, жадность, заблуждение и гордыня.

 

2. Сантоша

Еще одна ньяма — это сантоша, что означает скромность и довольствие тем, что мы имеем. Если вы всегда будете прибывать в состоянии внутреннего мира и довольствия  даже в самые сложные периоды, то вся ваша жизнь будет процессом развития. Мы должны принимать то, что всему есть причина — в йоге это называется – карма. Мы  вырабатываем довольствие для принятия того что происходит. В буквальном смысле это значит: радоваться тому, что у нас есть, нежели печалиться по тому, чего у нас нет.

 

3. Тапас

Тапас – это аскетизм. Роскошь и  комфорт современного мира делают наш разум мягким и слабым. Для того чтобы стать сильным, как физически, так  и морально, мы должны практиковать аскезу и простоту. Наивысшим аскетизмом является медитация на Бога или на божественное «Я». Ежедневная практика йогических дисциплин считается тапасом. Хорошей практикой является голодание.

 

4. Свадхъяя – Самоизучение

Четвертая ньяма — это свадхъяя. «Сва» значит «само», адхъяя значит «запрос» или «исследование». Любая деятельность, которая культивирует само отражающее сознание, может считаться свадхъяя. Это значит намеренно  находить самосознание во всех наших действиях и усилиях, вплоть до радушного принятия наших пределов. Это учит нас быть централизованными и не реагировать на двойственность, исключая ненужные и отвлекающие тенденции.

 

5. Ишварапранидхана

Ишварапранидхана значит «положить все наши действия к ногам Бога». Что находит свое отражение  в созерцании Бога с целью настроиться на Бога и его волю. Это признание того, что духовное наполняет все, и через наше внимание и заботу мы можем настроить себя на нашу роль части Создателя. Практика требует того, чтобы каждый день мы выделяли время для признания вездесущей силы, которая направляет нас и указывает  путь нашей жизни.

 

III. Асана (Поза)

 

Асана — это практика физических поз. Это наиболее известный аспект йоги среди тех, кто не знаком с остальными семью ступенями Йога Сутр Патанджали.  Физическая практика имеет огромное количество плюсов. Самыми основными являются: улучшение здоровья, приобретение силы, баланса и гибкости.

 

IV. Пранаяма (Контроль дыхания)

 

Пранаяма — это измерение, контроль и направление дыхания. Пранаяма контролирует энергию (прану) с целью восполнения и поддержания здоровья для способствования эволюции. Пранаяма занимает очень важное место в йоге. В Йога Сутрах практика пранаямы и асан считается высшей формой очищения и самодисциплины разума и тела, соответственно. Практики вырабатывают физическое ощущение жара, называемое тапас, или внутренний огонь очищения. Этот огонь считается частью процесса очищения нади, тонких нервных каналов.

 

V. Пратъяхара (Изъятие чувств)

 

Пратъяхара — это изъятие чувств из их предметов. Естественная тенденция чувств это выход в сторону объектов мира.  Когда так происходит, они отводят разум от внутреннего «Я» и создают мощные волны на озере разума. Поэтому йог должен быть способен притянуть эти чувства внутрь, если он хочет сохранить сбалансированный и спокойный ум.

 

VI. Дхарана (Концентрация)

 

Дхарана — это неизменная концентрация ума. Ключевая идея — это сохранение концентрации или внимания в одном направлении. Когда тело закалено асаной, когда разум был очищен огнем пранаямы и когда чувства были взяты под контроль пратъяхарой, садхака (искатель) достигает шестой ступени — дхараны. В дхаране мы создаем такие условия для разума при которых он будет стремиться в одном направлении, вместо того чтобы рассеиваться в разных. Глубокое созерцание и отражение могут создать правильные условия, а концентрация внимания на том аспекте, что мы выбрали, становиться интенсивнее. Мы поощряем одно конкретное действие разума и при увеличении его интенсивности остальные действия  разума отпадают.

 

VII. Дхьяна (Медитация)

 

Дхьяна переводится как медитация. Это естественный поток мысли или сознания между тем, кто медитирует и объектом медитации. Это очень приятное состояние, которое сравнимо с переливанием масла из одного сосуда в другой. Очень естественное и не требующие усилий. В дхьяне все еще есть двойственность сознания, что есть ощущение разделения между тем, кто медитирует и объектом медитации. Нахождение в этом состоянии довольно долгое время приведет к высшей ступени в лестнице Аштанга йоги – самадхи.

 

VIII. Самадхи (Состояние сверхсознания)

 

Финальным шагом в восьмиступенчатом пути Йоги является Самадхи. Самадхи значит «объединить, слиться». В этом состоянии тело и чувства отдыхают, как во сне, но подсознание и разум бодрствуют, человек выходит за рамки сознания. Во время самадхи, мы осознаем, что такое быть личностью без противоречий и то,  как освобожденная душа может наслаждаться чистым осознанием чистой личности.

RYT200